Содержание страницы
Механические повреждения кабелей оказывают влияние на последующую их эксплуатацию. После фиксирования надрыва необходимо провести ремонт или замену жилы. Для этого важно понимать, что стало причиной поломки, к какому виду она относится.
Способы диагностики
Для диагностики причин, вида повреждения и выбора способа устранения поломки необходимо провести качественную диагностику кабеля, которая выявляет характеристики надрыва. Существует несколько видов диагностики:
- Индукционный. Через кабель пропускается электрический импульс частотой до 1000 Гц с силой тока от 15 до 20 А. место пробоя определяется при получении радиосигнала.
- Петлевой. Он используется при нарушении изоляции одного из токоведущих проводов.
- Акустический. Повреждения определяются при создании акустического удара, который фиксируется специализированными приборами.
- Емкостной. Место надрыва определяется по специальной формуле. Такой метод применяется для определения поломки внутри соединительной муфты.
- Колебательный заряд. Кетотронный аппарат подает на провод напряжение для выявления пробоя изоляции в кабельной муфте.
- Импульсный. Специальный прибор измеряет временной промежуток между посылаемым сигналом тока и его отражением для определения места пробоя.
Различные методы определения пробоя используются в зависимости от предполагаемого места разрыва и условий, в которых проложен кабель. Выбор метода осуществляется в соответствии с показаниями к ним.
Причины повреждения кабеля
На срок эксплуатации проводов влияет огромное количество факторов, среди которых высыхание изоляции кабелей, электрическое старение. Это естественный процесс кристаллизации пропиточного состава. При этом проведение профилактических испытаний может не выявить не только эти, но и другие дефекты.
При повреждении провода часто происходят сопутствующие вторичные поломки, деформации, обжиги дугой, поглощение влаги в месте повреждения. Кроме заводского брака, причинами первичных повреждений становятся следующие факторы:
- Механические поломки, которые происходят во время прокладки или эксплуатации;
- Вспучивание, которое имеет форму спирали, в результате периодического нагревания, охлаждения, сетевых перегрузок;
- Разрушение оболочки в результате разнообразных факторов;
- Химическая коррозия, к которой приводит содержание в почве реагентов;
- Разрушение внешнего защитного слоя, которое происходит из-за блуждающих токов.
Первичные повреждения оболочки снижают диэлектрические свойства провода и его эксплуатационные характеристики. Для возвращения нужных эксплуатационных свойств необходимо провести ремонт или замену провода.
Виды повреждений кабеля
Повреждения оплетки, которые часто встречаются при грубой прокладке кабеля или его неосторожной эксплуатации, определяются визуально. Кроме деформации стальной брони заметно портится джутовая оплетка, а диэлектрические свойства жилы сильно снижаются.
Межкристаллическое разрушение свинцовой оболочки приводит к появлению мелких трещин, которые складываются в сетке. Постепенное увеличение трещин приводит к полному разрушению защитного корпуса. Коррозия свинца может быть вызвана появлением блуждающих токов, которые оставляют характерные коричневые окислы. Наличие белого налета говорит о химической коррозии свинца.
Воздушные включения являются самой опасной зоной изоляции. Именно в них развиваются частичные разряды, ионизация, которые постепенно выводят из строя провод. При несоблюдении регламента устройства бумажных прокладок из-за возникновения ионизации в воздушной прослойке внутри кабеля он становится хрупким.
Отдельное внимание стоит обратить на токопроводящие жилы. Они должны иметь правильную форму. Выпирание или западание жил недопустимо. Наличие заусениц на токопроводящих каналах является дефектом, способным в короткое время вывести провод из строя.
Заключение
Повреждения проводов связаны в большинстве своем с ошибками эксплуатации или внешними факторами. Некоторое количество разрывов происходит из-за заводских дефектов, не выявленных при проверке. При повреждении кабеля проводится точная диагностика для нахождения места и степени прорыва, после чего следует ремонт или замена отрезка.